Министерство культуры
Воронежской области

Государственное бюджетное
учреждение культуры
Воронежской области

Версия для слабовидящих

Одна жена – на первом этаже, вторая – на втором: как уживались в одном доме супруги легенды цирка Анатолия Дурова

О чём рассказывала внучка легендарного артиста Тереза Дурова на гастролях в Воронеже

Не было такого случая, чтобы я в очередной раз не сходил на гастрольное выступление народной артистки РСФСР Терезы Дуровой. И каждый раз мы обязательно встречались или после спектакля, или Тереза Васильевна приглашала меня на беседу в свой номер в цирковой гостинице «Орбита». В моих блокнотах сохранились подробные отчёты о тех давних встречах.

Вот страница с записью 1992 года. Мы сидели в номере «Орбиты» – Тереза Васильевна, её муж, заслуженный артист РСФСР Виктор Иванович Кочерженко, я и кот по кличке Француз, который вальяжно расхаживал по апартаментам. Перехватив мой взгляд на кота, Тереза Васильевна заметила: «Кто бы мог подумать, что из крохи вымахает такой верзила? Мне уже его на руках тяжело держать. А ведь когда-то его, бездомного и тщедушного котёнка, мы подобрали на гастролях в Париже. И, недолго думая, окрестили его Французом».

Француз, словно поняв хозяйку, подошел к ней и в знак благодарности начал тереться об ноги и тихонько мурлыкать.

«Вы, наверное, бывали в доме моего деда, Анатолия Леонидовича Дурова, – это было произнесено народной артисткой так, что в вопросе заведомо подразумевался положительный ответ. Да и как я, всю сознательную жизнь интересовавшийся историей цирка, мог не побывать в доме великого клоуна. – Так вот, в комнате второго этажа стояла кровать, на которой я и родилась 5 сентября 1926 года. Возле той самой кровати располагалась слуховая труба, протянувшаяся на первый этаж, а установил её дедушка. Зачем? Дело в том, что на тот момент, как бы это сказать поделикатней, у дедушки было две жены. Кстати, обе немки. С молодой, Еленой Робертовной, он спал на втором этаже, а Тереза Ивановна (Иогановна), родившая ему троих детей, располагалась на первом. Проснувшись, Анатолий Леонидович тут же припадал ухом к трубе: чем там занята Тереза Ивановна, с кем разговаривает, что решает…»

Тереза Ивановна, по паспорту немецкая подданная Штадлер, и есть бабушка Терезы Васильевны. Её и назвали в честь бабушки.

«Думаю, не просто приходилось деду лавировать между двумя женщинами, – продолжала свой рассказ Тереза Васильевна Дурова. – Но он как-то ухитрялся. Утвердился даже неписаный этикет. Если в дом приходили гости, то к ним выходила Тереза Ивановна. Тем самым заявлялось, кто в доме хозяйка. В театр, на концерт, в ресторан Анатолий Леонидович отправлялся с Еленой Робертовной. Довольно часто обе женщины общались между собой на родном для них немецком. Дед, ничего не понимая, тут же пресекал их разговор: «Ну-ка, быстро перешли на русский!» – зычно подавал он команду».

Мать Терезы Васильевны, Мария Анатольевна – младшая дочь Анатолия Леонидовича Дурова – родилась в Париже 1 января 1891 года.

«Мама всегда оставалась при своем отце, – вела беседу Тереза Васильевна. – Начав артистическую карьеру в шесть лет, она выходила на арену как исполнительница конных и музыкальных номеров, часто ассистировала отцу. А вот с моим отцом, Василием Васильевичем Мильвой, всё обстоит сложнее, романтичнее и загадочнее. Он – подкидыш. Приблизительно всё происходило так: проснулись бродячие артисты (дело было в 1884 году в Тбилиси) – глядь, у входа в балаган лежит какой-то завёрнутый предмет и издаёт звуки, похожие на детский плач. Развернули – а там и правда младенец нескольких недель от роду. Это и был мой будущий отец. Назвали его Василием. Почему? Да просто ни кроватки, ни колыбели не нашлось, спать его укладывали в корзину, в которой до этого обретался кот по кличке Василий».

В цирковой среде, как только ребёнок более-менее крепко становился на ноги, его начинают обучать ремеслу. Мильва легко и быстро стал постигать азы цирковой профессии, особенно ему нравилась акробатика. Родители Терезы Васильевны познакомились на гастролях за границей. «Однако Дуров никоим образом не желал видеть свою дочь под венцом с Василием Васильевичем, – уточнила Тереза Васильевна. – Мама говорила мне, что была просто счастлива, когда ей удавалось ускользнуть от родительского взора и отправиться с моим отцом кататься в экипаже. Поженились они уже после смерти моего дела».

Тереза Васильевна любила вспоминать о своём воронежском детстве. И на какое-то время становилась той самой девчушкой, как она сама говорила, «из ряда вон выходящей». Вот она, словно сорванец, носится по комнатам дедовского дома, бегом по лестницам: вверх-вниз. Вот ухитряется сорвать хрустальную сосульку с потолка грота, в вот карабкается на сказочную горку…

«Несносный» характер Терезы оказал ей в дальнейшем неоценимую услугу: вопреки нежеланию и даже запретам старших в семье, она стала дрессировщицей и добилась успеха и признания.

Тереза отправилась в Москву искать поддержку. Пришла на приём к тогдашнему руководителю «Союзгосцирка» Юрию Юрскому (кстати, отцу известного актёра Сергея Юрского).

Выслушав все доводы Терезы, он согласился на постановку её номера. Но ни денег, ни зверей не дал. Лишь заявил: «Придумай свой номер, тогда и будет ясно…».

Дурова осталась довольна и таким результатом. Её путь теперь лежал в Батуми, в маленький провинциальный цирк. Кое-как собрав немного денег и кое-каких зверей (помогли коллеги и бабушка), Тереза приступила к репетициям. Всё бы хорошо, но случилось непредвиденное. Лисица подхватила бешенство и её пришлось усыпить, как и всех остальных зверей. «Когда о моем горе узнали артисты, – вспоминала Тереза Васильевна, – со всех уголков страны мне пошли денежные переводы, присылали кто сколько мог. Так я вновь смогла возродить свой звериный аттракцион. Премьера состоялась в Пензе. Был аншлаг и успех!»

* * *

Тогда, в 1992 году, когда я очередной раз беседовал с Терезой Васильевной, на манеже Воронежского цирка шёл новый аттракцион, придуманный дочерью Терезы Васильевны, Терезой-младшей (ныне она народная артистка РФ, театральный режиссёр).

«Она попыталась соединить, казалось бы, несоединимое: заставить слонов быть «спортивными снарядами» для акробатов, – рассказывала Тереза Васильевна о замысле дочери. – Риск оказался огромный. Ничего подобного нигде в мире не делали. Для начала следовало найти парней, умеющих рисковать и работать до седьмого пота. Их мы нашли. Многие мои коллеги и друзья говорили мне тогда: «Тереза, ты сошла с ума! Это же безумный риск!». И они были правы. Слоны во время репетиций кричали, ломали скакалки и стулья в зале, а иной раз просто отказывались работать. Но мы стояли на своём и своего добились – номер состоялся.

В той же программе слониха своими огромными ногами-тумбами переступала через лежащую дрессировщицу. Публика в жутком душевном трепете буквально замирала и вздрагивала от увиденного, и только после того, как Дурова, живая и невредимая, поднималась с ковра, зал облегченно вздыхал и буквально рукоплескал.

* * *

Ей уже было за семьдесят, а города и страны всё менялись и мелькали. В 1993 году Тереза Васильевна приехала в Воронеж из Франции. Два года длились те её гастроли.

«В гостях хорошо, а дома всё равно лучше, уж простите за избитую фразу, – сказала Дурова в очередную нашу встречу. – Знаете, мне здесь даже дышать как-то по-особенному легко. Именно легко и полной грудью. И несмотря ни на какие невзгоды и жизненные испытания, я сама себе говорю: «Всё хорошо, прекрасная Тереза!».

* * *

…Это случилось во время гастролей в Липецке. Вечером 22 августа 2003 года слониху Монри вывели на прогулку, и здесь с ней произошёл инсульт. Вот дословный рассказ ветврача Михаила Самойлова: «По всем признакам выходило, что у Монри пострадал участок мозга, отвечающий за координацию движений. Мы пытались спасти слониху шесть дней, прежде чем на врачебном консилиуме приняли решение ввести ей большую дозу снотворного».

Но Тереза Васильевна напрочь отвергла такое решение.

«Стоп! – сказала дрессировщица. – Монри принесла мне славу и звания своей работой. Можете усыплять её вместе со мной! Она умрёт своей смертью».

Прошло ещё несколько дней, пока Монри не стало.

«Я прилегла в вагончике и слышу сквозь стену голоса врачей, – рассказывала Тереза Васильевна. – Муж Виктор сказал им: «Вы знаете, она отдохнуть прилегла». Я тут же вскочила: «Что случилось?» Муж вздохнул: «Тереза, Монри заснула. Насовсем». Я побежала в вольер и закрыла ей глаза».

После ухода Монри Тереза Васильевна решила оставить цирк. К тому же у неё начались серьезные проблемы со зрением.

Выдающаяся дрессировщица прожила еще почти 9 лет.

Умерла она 29 июня 2012 года и была похоронена в Москве на Владимирском кладбище. Александр Калягин, возглавлявший Союз театральных деятелей, сказал тогда: «Она была поистине величайшей представительницей циркового искусства России».

Материал создан нашими друзьями - TV Губерния.