История корабля
«Гото Предестинация» (или «Божье Предвидение») — первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Судно было заложено 19 (29) ноября 1698 г. на верфи Воронежа. Строительством корабля руководил Петр Алексеевич, а в его отсутствии за строительством наблюдали два русских корабельных мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин.
В проект корабля царь лично внес немало новинок. Киль «Гото Предестинации» состоял из двух брусьев, скрепленных подвижными ершами, что давало важное преимущество при посадке на мель. В иностранных флотах подобное новшество появилось только через 140 лет.
Капитанами корабля в разное время были иностранец Стамати Камер, швед Отто Крестьян, датчанин Нанингъ Генрих, голландец Шхонъ Симон. Команду корабля составляли новобранцы, впервые ставшие матросами, а не приглашенные иностранцы как делалось раньше. Общее количество членов экипажа 253 человека. По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 пушек, соответствовал IV рангу.
27 апреля 1700 г. на верфи Воронежского адмиралтейства в присутствии высших чинов государства и иностранных послов «Гото Предестинация» была спущена на воду. 17 апреля 1702 г. корабль был переведен к устью р. Воронеж, а в 1705 г. установлен на камели (плавучий док).
Военно-морская служба «Гото Предестинации» начинается с 1710 г., когда корабль был приведен на камелях в город Азов. В июне 1711 г. «Гото Предестинация» находилась в Таганроге в эскадре Корнелия Крюйса, где участвовала в блокировании азовского побережья от подхода турецкого галерного флота. В июле 1711 г. Петр I сообщил своему азовскому губернатору Ф. М. Апраксину о мире с турками и приказал перевести «Гото Предестинацию» в Санкт-Петербург. В инструкции Апраксину было сказано: «Спешить, но не избегать врага, поступать военным манером с пиратами Средиземного моря, чтобы чести флага не уронить». 14 (25) апреля 1712 г. «Гото Предестинация» прибыла в Константинополь вместе с кораблем «Ластка» и шнявами «Лизет», и «Мункер». Турки отказались пропустить русские суда через укрепления Босфора, и с разрешения Петра Апраксин счел выгодным продать «Гото Предестинациию» с другими судами Азовского военного флота за 26 167 венецианских червонцев (цехинов).
Основные характеристики корабля |
||
Длина (м)36
Ширина (м)9,5
Глубина трюма (м)3
Экипаж (чел.)253
|
||
Артиллерийское вооружение |
||
58 орудий
|
||
Нижняя палуба | Верхняя палуба | Ют и фор-кастл (бак) |
26 | 24 | 8 |
16-фунтовых орудий, впоследствии были заменены на 12-фунтовые |
8-фунтовых орудий | 3-фунтовых орудий |
Копия корабля «Гото Предестинация» является не только воплощением исторической памяти для воронежской области и всей России. Это еще и уникальный с точки зрения мирового судостроения проект. Идея строительства такого грандиозного проекта принадлежит лично губернатору Воронежской области Алексею Васильевичу Гордееву.