«Цирк: страницы истории» (6+)
10 апреля 2018 года в отделе ВОКМ "Дом-музей А. Дурова" состоялось открытие выставки, посвященной самым ярким персонажам российского циркового искусства.
Цирк, как и театр, родился на площади, и современная, тринадцатиметровая в диаметре арена, одинаковая во всех цирках мира, напоминает о том времени, когда зрители кольцом окружали уличных артистов.
Фокусники, акробаты, мастера комического стояли у истоков циркового искусства. На Руси это были скоморохи. В 1648 году царским указом скоморошество было запрещено. Но как нельзя убить народную песню и шутку, так не удалось уничтожить скоморошество. Пришло время, и скоморошье искусство с еще большей силой возродилось на народных гуляниях, в балаганах и на площадях. А впоследствии оно стало одним из источников формирования русского цирка.
Начиная с средины ХУШ века в Россию все чаще приезжали труппы мастеров конной езды и дрессировки лошадей. В 1764 году в Москве, неподалеку от Казанского вокзала, английский наездник Я. Бейтс построил манеж, где открыл конные представления. В следующем году он гастролировал в Петербурге. Так русский зритель познакомился с профессиональным цирком.
На протяжении последующих десятилетий в России гастролировали и другие иностранные труппы. А в 1827 году Ж. Турниер построил в Петербурге стационарный цирк, ставший в 1828 году казенным, и именовался он «Императорский театр-цирк у Семеновского моста». С успехом проходили в Петербурге выступления цирков А.Гверры (1845), Ж.Лежара и П.Кюзана (1846). На представления собирался весь Петербург. Казна купила два цирка, и в 1849 году в Петербурге открылся цирк императорской театральной дирекции.
В Москве и других городах продолжали выступать многочисленные передвижные цирки, во главе большинства находились иностранные антрепренеры, но, работая на протяжении долгих лет в России, они брали на выучку молодых людей. Так формировалось первое поколение профессиональных русских цирковых артистов. После отмены крепостного права значительно увеличилось количество цирков, создались стационары: в Петербурге – в 1876, в Москве – в 1880 году.
Особенное значение имела в это время деятельность братьев Акима, Дмитрия и Петра Никитиных. Выходцы из крепостных, уличные артисты, они сначала открыли балаган, в 1876 году в Пензе – передвижной цирк, назвав его Первым русским цирком. Затем построили цирки во многих городах, а в 1911 году Аким Никитин открыл стационарный цирк в Москве, ставший одним из лучших в Европе. Сейчас в этом перестроенном здании играет Театр сатиры.
Никитины и другие антрепренеры все чаще привлекают на арены русских артистов, многие из них становятся премьерами, приобретают мировую известность, гастролируют в лучших цирках Европы и Америки
Для русского цирка второй половины Х1Х века было характерно утверждение злободневной сатирической клоунады. В условиях строжайшей цензуры лучшие клоуны, прежде всего Анатолий и Владимир Дуровы, Бим-Бом, Альперов и Бернардо, Танти, Лазаренко и другие высмеивали пороки повседневной жизни. При этом пользовались различными приемами цирковой выразительности: дрессированными животными, акробатикой, эксцентрическим музицированием, буффонадой.
На аренах ставились сюжетные спектакли, обращенные к проблемам истории и современности, зачастую трактуя изображаемые события с демократических позиций.
Русский цирк выдвинул выдающихся мастеров различных жанров, и главное, что его лучшие представители: дрессировщик лошадей П.Крутиков, наездники Н.Сычев, В. Соболевский, гимнасты Ковригины, Руденко, акробаты Сосины, Винкины, велофигурист Б. Краев-Червинский, жонглеры Пащенко, атлеты и борцы И.Поддубный и И.Заикин и многие другие всегда в первую очередь стремились утвердить образ сильного, ловкого, смелого человека, свободно и красиво преодолевающего, казалось бы, непреодолимые препятствия.
Дополнительная информация о представленных ниже предметах выставки находится в разделе "Коллекции" и госкаталоге.
Клоун Владимир Дуров
Артист цирка Михаил Пашенко
Клоуны Юрий и Владимир Костанди
Клоун Михаил Золло
Артист цирка Аким Никитин
Клоуны Бим-Бом (Иван Радунский и Феликс Кортези)